Новый выпуск рубрики "Улочки-переулочки"!

Опубликовано 9 июня

В течение недели, в рубрике "Улочки – переулочки" семейного историко-краеведческого проекта "Удивительное рядом", узнаем какие ярославские топонимы напоминают о сильных духом людях высокого полета.

"Есть улицы центральные высокие и важные

С витринами зеркальными с гирляндами огней.

А мне милей не шумные, милей одноэтажные

От их названий ласковых становится светлей…"

Многие ярославские топонимы напоминают о сильных духом людях высокого полета. В течение недели мы расскажем об улицах города, названных в честь полярных летчиков.

Их было семеро, первых Героев Советского Союза: Ляпидевский, Леваневский, Каманин, Молоков, Слепнёв, Водопьянов, Доронин. Звания они были удостоены за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа затонувшего, 13 февраля 1934 года, в Беринговом проливе парохода "Челюскин". 

Прямо сейчас подробно расскажем о нескольких героях!

Улица ЛЯПИДЕВСКОГО (Заволжский район)

Анатолий Васильевич Ляпидевский — один из первых Героев Советского Союза, одним из самых молодых участников легендарной семерки. В авиацию он пришел в 1927 году, окончив Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем и Севастопольскую военную школу морских летчиков.

В апреле 1933 года уволенный в запас Ляпидевский перешел на работу в гражданскую авиацию. Сначала летал на Дальнем Востоке, а потом попросил о переводе в полярную авиацию.

Меньше чем через год, после 29 неудачных вылетов в пургу и метель, 5 марта 1934 года Анатолий Ляпидевский стал первым из летчиков спас.отряда. Ему посчастливилось найти челюскинцев и приземлиться на крохотный участок льда... всего 150 на 450 метров! Первые 12 человек (десять женщин и двое детей) были эвакуированы летчиком на самолете АНТ-4.

Улица ЛЕВАНЕВСКОГО (Фрунзенский район)

Биография Сигизмунда Александровича Леваневского романтична даже для столь романтичного времени, как первые годы Советской России. Он, как уроженец в октябре 1917-го стал красногвардейцем и принял самое активное участие в революционных событиях. Потом была Гражданская война, борьба с бандитами в Дагестане и работа завхозом в воздухоплавательном отряде в Петрограде. Оттуда-то в 1923 году Леваневского и направили на учебу в Севастопольскую военную школу морских летчиков, в которую он… опоздал! 

Ему пришлось почти год проработать на привычной должности завхоза в той же школе, чтобы все-таки поступить на следующий год. Впрочем, школа об этом не пожалела: Леваневский быстро стал одним из лучших курсантов, а потом, после службы в линейных частях вернулся туда уже летчиком-инструктором.

Квалификация помогла Леваневскому в числе первых войти в состав пилотов Управления воздушной службы Главного управления Севморпути. И совершенно логично, что его как опытного пилота привлекли к спасению челюскинцев. В феврале 1934 года его вместе с летчиком Маврикием Слепневым и уполномоченным правительственной комиссии Георгием Ушаковым направили в США закупать недостающие многоместные самолеты Consolidated Fleetster. 29 марта 1934 года, в разгар спасоперации Слепнев на одном самолете и Леваневский с Ушаковым на другом вылетели из американского Нома в Ванкарем. Но долетел туда лишь Слепнев. Леваневский из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку, разбив самолет. Но он все-таки доставил руководителя операции к пункту назначения, хотя и пешком.

Из всех семерых первых Героев Советского Союза только Леваневский не смог получить лично награду (медаль). Так как 12 августа 1937 года он на самолете отправился в трансарктический перелет Москва — Фербенкс, а на следующий день самолет пропал, и тайна его исчезновения не разгадана по сей день…

Улица СЛЕПНЕВА (1-й и 2-й переулки (Фрунзенский район)

Профессию военного летчика Маврикий Трофимович Слепнев начал осваивать в годы Первой мировой войны. Он был призван на службу еще в 1914 году, а в 1917 году окончил Гатчинскую летную школу и служил командиром авиаотряда в звании штабс-капитана. Впрочем, революцию Слепнев принял сразу и безоговорочно, участвуя в ней в качестве командира Красной гвардии.

Потом были командные должности в Красном военно-воздушном флоте, а с 1925 года — работа в гражданском флоте. С 1931 года Слепнев начал летать в Арктике, полярным пилотом он стал одновременно с Леваневским. Вместе их и отправили в США за девятиместными самолетами Consolidated Fleetster. Он в первый же рейс 3 апреля вывез из лагеря пятерых челюскинцев. А 12 апреля именно Слепневу доверили еще одну сложную задачу: доставить тяжело заболевшего Отто Шмидта из Ванкарема в аляскинский Ном.

Улица ДОРОНИНА (Фрунзенский район)

Как признавался сам Иван Васильевич Доронин, до 16 лет он, уроженец Саратовской губернии, "ни на поезде, ни на пароходе не ездил". Зато после шестнадцатилетия набрал свое с лихвой. 

По комсомольской путевке Иван отправился восстанавливать военный флот и оказался в Ленинграде — сначала на курсах морских техников, а потом и в военно-морском училище. В 1924 году Доронин добился, чтобы его откомандировали в Егорьевскую авиационно-техническую школу, из которой его перевели в Севастопольскую военную школу морских летчиков.

Через пять лет Иван Доронин ушел из армии и начал работать гражданским пилотом, прокладывая сибирские и дальневосточные трассы. К 1934 году в его послужном списке значились первый пролет по трассе Иркутск — Усть-Среднекан, а также участие в полярной экспедиции в Карском море. А в летной книжке было записано, что за девять лет работы Доронин налетал 300 000 километров без единой аварии!

За время челюскинской эпопеи Доронин успел совершил один вылет и вывез двух человек.

О других героях подробно расскажет рубрика "Улочки-переулочки". 

Какая же все-таки удивительная топонимика…

Сколько вы знаете версий легенды об основании Ярославля? Молодые семьи на прошлой неделе вспомнили четыре и познакомились с пятым детским мультипликационным вариантом. Можно познакомиться с легендами самостоятельно, перейдя по ссылке!

Контактная информация:8(4852)73-40-47– Юлия Прокофьева, специалист по работе с молодежью п/к "Юность" центра "Молодость".