Проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде.
Опубликовано 10 апреля 2019
Опубликовано 10 апреля 2019
Распространение молодежного экстремизма - одна из острейших проблем современной России. Растет количество преступлений, повышается уровень насилия, его характер становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек. Ежегодно в мире гибнут сотни тысяч людей в результате террористических действий в наземном, водном и воздушном транспорте, а также в общественных местах и учреждениях.
1. Молодежный экстремизм, проблемы противодействия
Российское общество и государство рассматривает молодое поколение как один из важнейших стратегических ресурсов.
Глобальный характер изменений в экономической, политической и идеологической сферах привел к потере жизненных ориентиров у части российской молодежи. В обществе была разрушена старая система ценностей, а новая еще не сформировалась. На фоне социальной неустроенности и материального неблагополучия стали появляться радикальные группировки агрессивной направленности, пропагандирующие идеи национальной, расовой и религиозной нетерпимости. В их составе преобладает молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.
Таким образом, на рубеже нового столетия появилось такое социальное явление как молодежный экстремизм, который стал объектом исследования для ученых различных областей права, социологии и педагогики.
Процесс становления молодежи как субъекта общественного воспроизводства всегда сопровождается формированием особого экстремального типа молодежного сознания, на разных полюсах которого представлен как фанатизм, так и нигилизм. Ее поведение зачастую характеризуется импульсивностью мотивации, склонностью к риску, агрессивностью, эпатажем, отклонениями от принятых норм, депрессией.
Деструктивные силы используют эти возрастные особенности в экстремистских целях, под предлогом патриотического воспитания пытаются навязать молодежи радикальные идеи.
Негативное влияние на личность молодых людей оказывают псевдорелигиозные объединения, сущность которых состоит в разрушении гармоничного духовного и психического состояния личности, культуры, социальных норм с использованием практики зомбирования своих адептов. За своей демонстративной благотворительностью они пытаются скрыть экстремистскую деятельность по отношению к традиционным религиям и государственным институтам.
Россия в период реформирования не была готова противостоять экстремистской идеологии. В процессе сложных общественных преобразований молодежь как социальная группа оказалась одним из наиболее уязвимых слоев, так как издержки радикальной смены социального строя в России (безработица, наркомания, криминализация жизни, кризис российской культуры, обострение межэтнических конфликтов) пришлись на период ее социализации.
Экономические трудности, с одной стороны, отсутствие идеологии и кризис прежних ценностей и норм (аномия) — с другой, создали благоприятную почву для распространения экстремистских взглядов среди молодежи. Особую тревогу вызывает ситуация в национальных республиках, где социально- экономические проблемы молодежи тесно переплетаются с кризисом идентичности, который находит свое отражение в распространении радикальных религиозных взглядов.
Экстремизм в целом и в молодежной среде в частности можно представить в виде следующей структуры:
Уровень I — организационный — это формальное и неформальное членство в экстремистских организациях и движениях;
Уровень II — ментальный — характеризуется экстремистской политической культурой, а также дискурсивными характеристиками средств массовой информации;
Уровень III — поведенческий — проявляется в конкретных поступках и действиях экстремистского характера.
Для оценки и сравнения сложных явлений в молодежной среде необходимо определиться с границей молодежного возраста и понятием «молодежь».
В соответствии с Российским энциклопедическим словарем молодежь — «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально- психологических свойств».
В ряде законов субъектов Российской Федерации молодежный возраст определяется от 14 до 30 лет или от 14 до 27 лет.
Экстремистские молодежные организации условно можно разделить на:
правые — мотивированные защитой расово-этнических ценностей;
левые — выступающие за неприятие капиталистического мира и отвержение его через идеалы социального равенства, свободы, социальной справедливости, полного и конечного устранения государства;
— религиозные — проявляющие нетерпимость к представителям других конфессий или противоборствующие в рамках одной конфессии.
Практически все перечисленные выше молодежные организации не имеют официальной регистрации. Это связано с тем, что к организациям, не имеющим статус юридического лица сложно применить действующее законодательство, что осложняет контроль за их деятельностью со стороны органов государственной власти, в том числе возможность применения правовых мер со стороны органов внутренних дел Российской Федерации. Надо отметить, что многие из официально зарегистрированных объединений не имеют контактных телефонов, фактического места нахождения, а в своем составе содержат одного-двух действующих лиц, как правило, лидеров, что также осложняет взаимодействие и контроль со стороны заинтересованных органов.
В некоторых регионах развиваются отношения между членами различных группировок и, как следствие, отмечается тенденция консолидации разрозненных экстремистских молодежных группировок для проведения различных мероприятий. Для оповещения друг друга о планируемых акциях экстремисты активно используют «Интернет» (тематические сайты, форумы, социальные сети, месенджеры).
При проведении акций члены экстремистских группировок используют отработанные методы и приемы. Например, с целью провокаций проникают в колонны митингующих и демонстрантов, проводящих санкционированное мероприятие и превращают мирные шествия в массовые беспорядки.
Со стороны членов экстремистских группировок наблюдаются дерзкие, демонстративные административные правонарушения. При этом они сознательно провоцируют силовое противостояние с сотрудниками органов внутренних дел. Главной задачей подобных действий является с одной стороны — привлечение к себе внимания с целью вовлечения в свои ряды новых членов, с другой — достижение предъявленных требований. Подобные действия дестабилизируют обстановку не только в отдельно взятом регионе, но и в целом по стране.
Как показывают исследования, рост экстремизма во всех его проявлениях тесно связан с повышением уровня преступности в обществе. Члены молодежных экстремистских организаций, прикрываясь идеологическими лозунгами, нередко занимаются криминальной деятельностью (убийства, разбойные нападения, грабежи, причинение телесных повреждений, хулиганство, вандализм и др.).
Отдельной проблемой являются спортивные фанаты, которые всегда готовы к массовым хулиганским действиям и сегодня активно пополняют ряды экстремистских организаций.
Члены ряда спортивных секций и «фанаты» все чаще становятся участниками экстремистских акций, служат ресурсной базой радикальных структур и организованных преступных формирований.
В отличие от обычных групп подростков, совершающих правонарушения с целью «провести время», неформальные молодежные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, основываясь на определенной идеологии. Например, ряд экстремистских формирований осуществляют свою деятельность под «флагом борьбы за чистое государство». Данная идея присуща как «скинхедам», провозглашающим лозунг «Россия ~ для русских!», так и приверженцам радикального ислама, призывающим к «борьбе с неверными во имя построения всемирного исламского государства Халифат».
Поведение, мотивированное подобными лозунгами, сопровождается агрессией и нацелено против лиц иной национальности или религии. Попутно возникает и ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, виновна во всех российских бедах, что, в свою очередь, ведет к распространению экстремистских настроений среди населения в еще больших масштабах.
Среди тенденций, определяющих специфику развития молодежного экстремизма, одной из главных является усиление влияния религиозного и этнонационального фактора.
Сохраняется тенденция роста численности мусульманской молодежи, выезжающей на обучение за рубеж в религиозные учебные заведения. Поступающая информация свидетельствует о том, что по-прежнему студенческий канал активно используется идеологами международных террористических и экстремистских организаций для формирования в России новых национальных элит, ориентированных на страны Ближнего и Среднего Востока. Зачастую их эмиссары распространяют идеи нетрадиционного ислама и ведут активную вербовку сторонников.
Выпускники зарубежных теологических центров после окончания учебы позиционируют себя в качестве проповедников «истинного ислама», вытесняя из мечетей имамов, проповедующих традиционный для России ислам, пользуются значительным авторитетом среди молодежи и способствуют росту радикальных настроений в ее рядах.
Особую роль в распространении деструктивной идеологии среди молодежи играет «Интернет», который служит для лидеров радикальных структур инструментом вербовки новых членов, средством коммуникации и организации экстремистских и террористических акций. Зачастую наблюдается феномен «самовербовки», когда идеологические воззрения пользователей глобальной Сети резко радикализируются под влиянием распространяемой пропаганды, тем самым приводят интернет-пользователей в ряды экстремистских и террористических группировок.
Таким образом, характерными чертами современного молодежного экстремизма в России являются:
-возрастающая сплоченность и организованность группировок;
-наличие в экстремистских структурных образованиях идеологических, аналитических и боевых подразделений;
-усиление мер конспирации;
-использование новейших информационных и коммуникационных технологий для координации действий и ведения идеологической пропаганды;
-укрепление межрегиональных и международных связей радикальных групп и организаций, использующих в своей деятельности экстремистские методы.
2. Порядок взаимодействия правоохранительных органов, органов государственной власти и общественных организаций по профилактике молодежного экстремизма
В утвержденной 31 декабря 2015 года Указом Президента Российской Федерации № 683 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации деятельность террористических и экстремистских организаций, радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, определяется одним из основных источников угроз национальной безопасности.
Экстремизм, как деструктивная деятельность, направленная на дестабилизацию общественных устоев, требует выработки эффективных мер по нейтрализации его различных форм проявления.
Деятельность институтов государственной власти является основным механизмом регулирования профилактики экстремизма.
К государственным структурам, осуществляющим на федеральном уровне деятельность по профилактике экстремизма, в том числе молодежного, относятся:
Федеральное агентство по делам национальностей — в сфере государственной национальной политики межнациональных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации;
Министерство экономического развития — в сфере формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ;
Министерство внутренних дел — выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
Федеральная служба безопасности — в сфере внутренней и внешней безопасности Российской Федерации;
Министерство юстиции — в сфере регистрации различных организаций, объединений, политических партий, ведения, опубликования и размещения в сети «Интернет» федерального списка экстремистских материалов;
Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования — в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
Министерство культуры — в сфере сохранения историко-культурного наследия народов России;
Министерство спорта — в сфере взаимодействия с общественными организациями и движениями представляющими интересы молодежи;
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций — в сфере информационных технологий, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети «Интернет») систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности;
Министерство иностранных дел — в сфере международных отношений Российской Федерации;
Министерство труда и социальной защиты — в сфере занятости и трудовой миграции;
Генеральная прокуратура Российской Федерации — в сфере надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;
Федеральная служба войск национальной гвардии — участие совместно с органами внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности, противодействии экстремизму и терроризму.
Существенным недостатком в деятельности этих органов было слабое взаимодействие, и как следствие, разрозненность предпринимаемых мер.
В целях устранения данных недостатков, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, участвующих в противодействии экстремизму, Указом Президента РФ от 26.07.2011 г. № 988 была создана Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации. Помимо указанных целей Комиссия обеспечивает реализацию государственной политики в области противодействия экстремизму, а также организационно-методическое руководство этой деятельностью.
Как показывает практика, существенная доля в общем объеме принимаемых мер по реализации приоритетных направлений государственной политики в области противодействия молодежному экстремизму принадлежит органам внутренних дел. Вместе с ними в этом процессе в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» должны принимать участие органы местного самоуправления. Однако не во всех регионах в полной мере используются возможности местных органов государственной власти, привлекаются общественные организации, имеющие огромный потенциал для осуществления указанной деятельности. Это связано, во-первых, с дистанцированием отдельных органов местного самоуправления от проблем молодежного экстремизма, во-вторых, органы местного самоуправления часто прибегают к формам профилактики, результативность которых минимальна или при отсутствии контроля имеет обратный эффект.
Так, например, неконтролируемое развитие спорта, создание спортивных организаций и секций может стать массовой базой для вовлечения подростков и несовершеннолетних (спортсменов, футбольных фанатов) в молодежные экстремистские организации.
Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в части организации систематической профилактики молодежного экстремизма должно быть направлено на гармонизацию межэтнических, межрелигиозных отношений, предупреждение экстремизма.
Для реализации вышеуказанных целей и снижения уровня радикализации общественных настроений разрабатываются региональные и муниципальные целевые программы. Подобного рода целевые программы являются концентрированным выражением государственной политики по содействию позитивной стабильности межэтнических, межконфессиональных отношений в отдельно взятом субъекте или муниципальном образовании Российской Федерации.
Взаимодействие сотрудников органов внутренних дел с органами местного самоуправления может осуществляться в реализации данных программ посредством организации и активного участия в фестивалях, форумах, конференциях, региональных творческих конкурсах, посвященных вопросам толерантности, нетерпимости к экстремистским проявлениям и ксенофобии, повышения культуры межэтнического общения. К этой деятельности целесообразно привлекать региональные общественные палаты, молодежные движения и общественные организации конструктивной направленности.
Работа правоохранительных органов по профилактике экстремистских проявлений в образовательных организациях (школах, колледжах, ВУЗах) должна носить систематический характер. Не ограничиваться беседами на правовые темы. Учитывая многонациональный состав нашего государства, необходимо разрабатывать совместные программы по гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений, воспитанию уважения к культуре, истории, языку разных народов России, мировым культурным ценностям.
Помимо лекций и бесед на правовые темы с подростками и учащейся молодежью, весомым вкладом может стать оказание помощи в создании клубов и молодежных центров по изучению национальных традиций, обрядов, обычаев и религий с целью воспитания культуры межэтнического и межрелигиозного общения.
Совместно с общественными организациями необходимо периодически проводить мониторинг межэтнических отношений в регионе, уделяя особое внимание молодежной среде. Данные мероприятия позволят своевременно выявить участки социальной напряженности, предотвратить вероятные конфликты на почве усиления экстремистских (протестных) настроений.
При осуществлении данной деятельности представляется целесообразным шире задействовать потенциал разработанной Федеральным агентством по делам национальностей государственной информационной системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
Эффективность профилактических мер в значительной степени зависит от уровня пропагандистской и просветительской работы.
С целью профилактики молодежного экстремизма, проявлений нетерпимости и ненависти к лицам иных национальностей, религий и этносов, привития навыков ведения межконфессионального диалога необходимо широко использовать возможности средств массовой информации. Публикации в местной и региональной прессе, выступления на радио, участие в телевизионных дискуссиях с представителями органов государственной власти, религиозных и общественных организаций, студенческой и учащейся молодежи должны стать обязательной частью практической деятельности сотрудника полиции по предупреждению экстремизма в молодежной среде.
В противовес радикальным молодежным движениям, сотрудники правоохранительных органов при взаимодействии с общественными организациями должны оказывать помощь молодежным движениям и организациям конструктивной направленности в подготовке и проведении общественных акций против ксенофобии и межэтнической розни. Целью таких общественных акций должна стать пропаганда благосклонности, укрепления диалога между этносами и конфессиями в духе терпимости к культурным и религиозным различиям населения отдельно взятого региона, города, поселка.
В деятельности по снижению уровня межэтнического противостояния и достижения согласия между различными конфессиями необходимо использовать возможности религиозных организаций и профессиональных союзов, которые уделяют особое внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи.
Важная составная часть профилактики экстремизма — активная включенность в решение проблем экстремизма организаций гражданского общества, в первую очередь — организаций этнического характера.
Оговаривая важную роль данных субъектов в деле профилактики экстремизма нельзя не обозначить необходимость строгого контроля за ними с целью предупреждения превращения данных институтов из органов профилактики экстремизма в средства по его распространению.
Таким образом, взаимодействие органов внутренних дел и органов государственной власти в осуществлении профилактических мер по предупреждению молодежного экстремизма способствует повышению общественно-политического, правового сознания, духовно-нравственного и культурного уровня молодежи и населения в целом, является залогом укрепления стабильности и взаимопонимания в обществе.
3. Положительный опыт организации работы по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде
Противодействие экстремизму среди молодежи является одной из приоритетных задач как МВД России, так и заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Идеологи и лидеры всего спектра деструктивных сил — от экологов-экстремистов до анархистов и антиглобалистов — сделали основную ставку на молодежь, поскольку она мобильна, но зачастую не имеет четких нравственных и идеологических ориентиров. Молодые люди, в том числе несовершеннолетние, целенаправленно вовлекаются в несанкционированные акции, флешмобы, из их числа создаются специальные боевые отряды и группы.
Проведенный анализ показывает, что молодежь составляет основной костяк экстремистских группировок — от 80 до 90%. Именно руками молодежи совершаются наиболее опасные насильственные преступления, в том числе убийства на почве ксенофобии. Основная часть экстремистских преступлений в 2017 году также совершена молодыми людьми, в том числе несовершеннолетними.
Отсутствие надлежащего контроля за процессом обучения и воспитания детей создает предпосылки для установления в подростковой, молодежной среде фанатичных моделей поведения, основанных на деструктивной религиозной идеологии, влияние которой расширяется.
Кроме того, при помощи сети «Интернет» реализуются сценарии «цветных революций», направленных на насильственное изменение конституционного строя, дезорганизацию деятельности органов государственной власти, зачастую привлекая при этом молодежь.
Так, размещение 2 марта 2017 года в сети «Интернет» фильма- расследования «Фонда борьбы с коррупцией» Алексея Навального «Он вам не Димон» вызвало большой общественный резонанс, который был незамедлительно использован для организации серии антиправительственных протестных акций.
Отличительной чертой прошедших мероприятий стало участие в них большого количества несовершеннолетних пользователей Рунета.
Кроме того, лидеры радикальной оппозиции используют молодежь в так называемых акциях прямого действия. Так, лидер националистического движения «Артподготовка» В. Мальцев (в настоящее время скрывается от уголовной ответственности по ч. 1 ст. 280 УК РФ во Франции) призывал молодежь к свержению действующей власти.
Собранные материалы позволили в судебном порядке признать данное движение экстремистской организацией и запретить ее деятельность на всей территории страны (решение Красноярского краевого суда от 26.10.2017 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2018).
Попытки проведения провокационных мероприятий зафиксированы в более чем 20 регионах страны (в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Волгоградской, Воронежской, Самарской, Саратовской, Иркутской, Калининградской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Томской, Тульской, Ярославской областях, Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Пермском, Приморском краях).
Последние годы в целом наблюдается тенденция прироста количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности за счет выявленных в сети «Интернет» (1151 в 2017 году).
Во взаимодействии с Роскомнадзором и Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2017 году удалено более 7 тыс. материалов (7302), признанных судами экстремистскими и запрещенных к распространению на территории Российской Федерации, ограничен доступ более чем к 3,6 тыс. интернет-ресурсам (3633).
23 мая 2018 года дан старт Всероссийской профилактической акции «Безопасный Интернет детям», в ходе которой в течение года с учащимися школ будут проводиться уроки с разъяснениями об опасностях, поджидающих их на просторах всемирной паутины, в частности, о новых видах кибермошенничества, об угрозах переписки с незнакомыми людьми, а также кто такие тролли, и как правильно на них реагировать.
Особое внимание уделяется деятельности националистических и профашистских молодежных группировок, совершающих тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления по мотивам национальной розни, ненависти и вражды. В целях нивелирования данной угрозы подразделениями по противодействию экстремизму органов внутренних дел реализуется комплекс оперативно-профилактических мероприятий.
В учебных заведениях во взаимодействии с представителями территориальных органов безопасности, прокуратуры, духовенства, органов местной власти и иными заинтересованными министерствами и ведомствами продолжена практика проведения лекций, бесед с разъяснением истинной сути идеологии радикальных течений в исламе.
Под эгидой Минобрнауки России с участием МВД России и других заинтересованных органов власти осуществляется деятельность Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на которой также рассматривается широкий круг вопросов, касающихся профилактики правонарушений несовершеннолетних и в отношении них. Аналогичные комиссии созданы и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Только в 2017 году в целях профилактики преступлений экстремистской направленности и террористического характера в учреждениях образовательной сферы и местах организованного отдыха прочитано более 935 тыс. лекций по правовой пропаганде, в том числе по противодействию распространению экстремистской идеологии. При проведении таких мероприятий сотрудники подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних демонстрировали учащимся тематические видеофильмы и слайды. Осуществлено более 62 тыс. выступлений в средствах массовой информации.
МВД России совместно с Минобрнауки России подготовлено и направлено в субъекты Российской Федерации информационно-методическое письмо с разъяснением правовых основ проведения работы по профилактике распространения идей экстремизма в подростковой среде.
Осуществляется выполнение мероприятий в рамках реализации «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Необходимо отметить, что в субъектах Российской Федерации реализуются программы, направленные на социализацию молодежи, вовлечение ее в позитивные социальные проекты. Создана система поддержки детских и молодежных организаций. Во многих регионах налажено межведомственное взаимодействие с другими субъектами профилактики экстремизма (органы образования, культуры, охраны правопорядка). Органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации активно участвуют в реализации программ по формированию межнациональных и межконфессиональных отношений, духовно-нравственному и гражданско-патриотичсскому воспитанию. Имеется позитивный опыт работы с неформальными объединениями молодежи и молодежными субкультурами, объединениями болельщиков.
Эффективные шаги по нормализации межконфессиональных и межнациональных отношений, в том числе и в молодежной среде, предприняты в рамках деятельности Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации (далее — МВК).
В целях реализации поручения Президента Российской Федерации, а также определения вектора развития государственной политики на антиэкстремистском направлении, в 2014 году Межведомственной комиссией разработана Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Утвержден и выполняется план мероприятий по ее реализации.
Так, только в 2017 году на заседании МВК в марте рассмотрен вопрос «О ходе создания государственной системы ресоциализации подростков подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии», в октябре — «О ходе подготовки к проведению Всемирного фестиваля молодежи и студентов 2017, организации работы по продвижению в рамках данного мероприятия идей межнационального и межконфессионального мира и согласия, недопущению экстремистских проявлений в молодежной среде».
Кроме того, в феврале т.г. на очередном заседании МВК рассмотрен вопрос «О реализации Программы создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12,2014 № 2716-р».
На сегодняшний день в эксплуатацию введено 35 таких центров, в текущем году планируется открыть еще два.
Данная инициатива способствует всестороннему развитию подрастающего поколения, создает новые возможности для творческой самореализации, духовного обогащения и культурного развития местных жителей.
Секретариат МВК